Послання Собору блаженніших Предстоятелів найдревніших православних патріархатів

Фанар, 1-3 вересня 2011

Предстоятели Древних Православных Патриархатов и древнеславной Автокефальной Кипрской Церкви ― полноте их Церквей и каждому человеку доброй воли.

Возлюбленные братья и любимые чада, присно радуйтесь о Господе!

«Всегда благодарим Бога за всех вас, вспоминая о вас в молитвах наших, непрестанно памятуя ваше дело веры и труд любви и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа» (1 Сол. 1, 2-3).


Следуя увещанию Апостола, согласно которому в Церкви Христовой «страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» (1 Кор. 12, 26), мы собрались при кафедре исторического и мученического Вселенского Патриархата по приглашению первого в предстоятельстве по чину и чести, ради того, чтобы жить и возвещать объемлющую нас любовь Христову (2 Кор. 5, 14) всегда, и особенно в дни испытаний и скорбей.

Неся ответственность в руководстве и пастырском окормлении древнеславных и исторических Церквей, которые основали Апостолы Христовы и провозгласили автокефальными Вселенские соборы единой и нераздельной Церкви, мы пришли сюда в обновление древнего обычая, дабы обменяться мыслями и воздаянием любви для взаимной поддержки, из-за всего происходящего в сию историческую эпоху и в географическом регионе, где промысел Божий уставил Церковь нашу с древнейших времен.


По Божественному промыслу, Церковь Христова зародилась как историческая реальность в той части мира, которая называется Ближний Восток. Учредитель и основание ее Господь наш Иисус Христос родился по плоти в Вифлееме иудейском (Мф. 2, 1), где Он избрал Двенадцать учеников и апостолов Своих и послал их проповедовать Евангелие изначально в той земле (Мф. 10, 6), ― где Он и пострадал и воскрес, и где была основана первая Церковь Иерусалимская, ― и оттуда «во все народы» (Мф. 28, 19). На сей земле возникли и воссияли первые великие очаги Христианства: Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, и Кипрская Церкви, и так была основана система всей единой и нераздельной Церкви.

На Ближневосточной земле Церковь Христова имеет глубокие корни, и прежде всего ― святая Православная Церковь. Земля сия освящена кровью мучеников за веру Православную и слезами преподобных святых ее. Никто не имеет морального права презирать это, и всякая светская власть должна почитать сие. Принадлежащие этим Православным Церквам христиане находятся там издавна, и никакая «этническая чистка» или «религиозная чистка» не сможет их выселить или ущемить как бы то ни было их свободную жизнь и деятельность на этой земле, без того чтобы не нарушить самые элементарные человеческие права.

Православная Церковь, следуя библейскому принципу «Господня земля и исполнение ея» (Пс. 23, 1), никогда не создавала препятствий народам других религиозных вероисповеданий в мирном сосуществовании с ней на одной и той же земле. И даже когда другие религии насилием завоевывали эту землю, где христиане проживали столетиями, Церковь находила пути подстроиться и мирно сосуществовать с иноверными. Нетерпимость никогда не была свойственна Православной Церкви.
К сожалению, в нашу эпоху развился и обострился страх Иного, другого. Жертвой таких обстоятельств все больше становятся те самые христиане, особенно на ближневосточной земле. Во многих случаях христиане рассматриваются как «второсортные» граждане. В иных случаях оскверняются и разрушаются места их поклонения, которые иногда являются важными памятниками цивилизации, или ограничивается их возможности в исполнении религиозных треб и создаются препятствия образованию священнослужителей. Помимо сего, иногда случаются нападки на христиан со смертоносным насилием, исходящие из экстремистских кругов религиозного фанатизма. Конечно, само собой разумеется, что и христиане, где бы они не находились, обязаны с уважением относиться к местам поклонения иноверных религиозных общин.

Мы, Православные, веруем в слово Писания: «совершенная любовь изгоняет страх» (1 Ин. 4, 18). Мы не страшимся «Иного», какой бы ни была его вера. Мы объемлем его как брата, и ожидаем того же жеста и от него по отношению к нам. Однако, мы не престаем претендовать на защищенность, на которую имеем право от государств, где мы проживаем. Сие, как мы верим, есть единственное решение проблем многострадальной земли Ближнего Востока и всего мира.

Так будем развивать межхристианский и межрелигиозный мирный диалог. Уже много лет как Вселенская Патриархия установила межрелигиозный диалог с двумя другими монотеистическими религиями, по соответствующему решению Третьего Предсоборного Всеправославного Совещания (1986). Поддерживаем и укрепляем ее старания, особенно в сии трудные дни, когда жизнь сего региона, в котором впервые прозвучала заповедь о любви и миролюбивая проповедь, исполнена потрясений.

Обращаясь таким образом к политическим и религиозным лидерам Ближнего Востока и всего мира, мы призываем их сформулировать принципы и обязательства мирного сосуществования верующих различных традиций вероисповедания, и заявляем о своей солидарности с теми, кто подвергается дискриминации, насилию и гонениям. Мы сострадаем страждущим от вспышек насилия со стороны собратьев; невинным жертвам военных конфликтов; множеству людей, которые вынуждены покинуть свои поселения и следовать жестокому пути беженцев. Мы осознаем желание и нужду народов в политической свободе и в защите прав человека, и призываем соответствующие правительства незамедлительно принять последовательные меры для полной гарантии в соблюдении прав этих людей. Церковь не в вмешивается в политику, исходя из слов «Кесарево Кесарю, и Божие Богу» (Мф. 22, 21). Политика как метод подхода к людским проблемам надлежит другим, а не Церкви. Однако, сами проблемы и основные антропологические и социологические принципы в подходе к ним не безразличны Церкви, особенно когда оскорбляется или повергается опасности достоинство и свобода человеческой личности как «образа Божия» (Быт. 1, 26) и «хорошее весьма» творение Его (Быт. 1, 31).

Значение сего последнего пункта относительно защиты природной среды часто недооценивается: он рассматривается как вопрос второстепенной важности в свете удушающего гнета политических, общественных и экономических проблем, от которых страдают сегодня страны Ближнего Востока. Однако, таковое понимание ошибочно и опасно. Разрушение окружающей среды приведет в конце концов к упразднению всех возможных социальных и экономических успехов, которые могли бы быть достигнуты в результате той или иной политической перемены, ради которой сегодня ведется борьба ценой крови многих. Сие привело нас к решению принять предложение Вселенской Патриархии приготовить и в скором времени устроить встречу религиозных лидеров региона для того, чтобы они пришли к соглашению и провозгласили бы своего рода «Хартию Средиземноморья». Таким путем, Православная Церковь не только исполнила бы свой долг пред творением Божьим, но и внесла бы свой вклад к достижению мирного сосуществования и сотрудничества религий Средиземноморского региона, разрываемого ныне военными конфликтами.
Братия и чада о Господе:

«От скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши» (Рим 5, 3-5).
Наши мысль и сердце со всеми теми, кто тяжко страдают сегодня в странах наших Церквей и во всем мире, будучи лишены сегодня свободы и своих религиозных прав, и особенно в странах Ближнего Востока. Мы, религиозные лидеры, ― к какому бы вероисповеданию ни принадлежали ― обязаны внести свой посильный вклад в борьбу за мирное сосуществование всех религиозных общин в странах Ближнего Востока. Земля сия должна и может стать землею мира и дружбы всех народов.
Все сие возвещая от сего Центра Православия каждому человеку доброй воли, мы обнимаем и благословляем всех в любви.
В Фанаре, 2-го сентября 2011.




КОММЮНИКЕ
ЗАСЕДАНИЯ БЛАЖЕННЕЙШИХ ПРЕДСТОЯТЕЛЕЙ ДРЕВНИХ ПРАВОСЛАВНЫХ ПАРИАРХАТОВ И КИПРСКОЙ ЦЕРКВИ

Фанар, Священный Патриарший Храм
1-3 сентября 2011

По приглашению Его Божественного Всесвятейшества Вселенского Патриарха Кира Варфоломея, и под Его председательством, с 1 по 3 сентября сего года в Фанаре собрались на Заседание Предстоятели Древних Православных Патриархатов и древнеславной Кипрской Церкви. В сем Заседании приняли личное участие Блаженнейшие Патриархи: Александрии и всея Африки Кир Феодор II, Иерусалима Кир Феофил III и Архиепископ Кипра Кир Хризостом II. Патриарха Антиохийского Кира Игнатия IV, ― который так и не смог присутствовать, хотя сей первым из всех приглашенных Патриархов с воодушевлением принял приглашение участвовать в сем Заседании, ― представлял Преосвященный Епископ Апамийский Исаак.

Блаженнейшие Предстоятели с сопровождавшими Их Архиереями и представитель Патриарха Антиохии заседали с Его Божественным Всесвятейшеством и Иерархами Вселенского Трона в пятницу 1 сентября сего года, в продолжении которой, согласно издавна хранимому чину во Вселенской Патриархии, они свершили Божественную Литургию в честь праздника Новолетия и поставили свои подписи под выработанным Деянием Заседания, посвященного началу нового церковного года.
Вечером того же дня, во Священном Патриаршем Храме состоялась церемония открытия этого Заседания, в начале которого Его Божественное Всесвятейшество Вселенский Патриарх прочитал свое вступительное слово, после которого Блаженнейшие Предстоятели и представитель Блаженнейшего Патриарха Антиохийского обратились с приветствием и изложили свои мысли о темах, затронутых Заседанием.

1. На Заседании Предстоятелей, главной темой которого было изучение положения вещей на Ближнем Востоке, имели место обмен сведениями и продолжительные дебаты на данную тему, после которых было принято Послание Предстоятелей, обращенное к полноте их Церквей и к каждому человеку доброй воли, где выражается солидарность и сострадание к страждущим братьям и адресуется воззвание ко всем политическим и религиозным лидерам мира ― установить принципы и понимание, которые способствовали бы мирному сосуществованию верующих различных исповеданий в сем нестабильном географическом регионе.

2. В соответствии с вышеупомянутой темой, Заседание постановило следующее:
А) Древние Патриархии и Кипрская Церковь будут содействовать и укреплять и далее постоянный межхристианский и межрелигиозный диалог с двумя другими монотеистическими религиями, согласно с соответствующими постановлениями Третьего Предсоборного Всеправославного Совещания (1986).
Б) Представители Православных Церквей на Ближнем Востоке свяжутся с Комитетом представителей Православной Церкви при Европейском Союзе для того, чтобы разрешить возникающие на всякий момент проблемы в данном регионе и выработать подходящие решения для принятия соответствующих мер.
Г) Позаботиться:
         i) о возведении лечебницы на территории недвижимой собственности Иерусалимского Патриархата, находящейся внутри ее канонической географической юрисдикции, для госпитализации и лечения больных, находящихся в этом нестабильном регионе,
         ii) о ежегодном выделении каждой Церковью стипендий молодым, верующим Иерусалимского Патриархата, для получения среднего и высшего образования в образовательных учреждениях их юрисдикций, и
         iii) о вкладе, при сотрудничестве Александрийской Патриархии, в борьбу с инфекционными заболеваниями (такими как СПИД/ВИЧ) и эпидемическими болезнями во многих странах Африканского континента.

3. В контексте дискуссий Заседание занималось проблемой подготовки Святого и Великого Собора и постановило ускорить процесс его подготовки, чтобы сделать возможным его созыв в ближайшем будущем. С печалью было отмечено, что возникшая в прошлом феврале безысходность в процессе реализации сего уже давно предуготовляемого созыва была вызвана предписаниями Литургического Правила Всеправославного Предсоборного Совещания относительно единогласия в принятии решений, и Его Божественному Всесвятейшеству Вселенскому Патриарху была подана рекомендация, согласно которой Он созвал бы Собор Блаженнейших Патриархов и Предстоятелей Православных Автокефальных Церквей для пересмотра вышеупомянутых предписаний ради быстрейшего продвижения в подготовке Собора и ее осуществления.

4. Заседание приняло предложение Вселенской Патриархии осуществить в ближайшем будущем встречу религиозных лидеров Средиземноморского региона, в результате которой стало бы возможным достичь договоренность и провозгласить своего рода экологическую «Хартию Средиземноморья» как вклад в усилия по защите природной окружающей среды, а также в достижение мирного сосуществования и сотрудничества религий данного региона.

5. Помимо сего, по причине недавних событий на географическом пространстве Православной Церкви, Заседание подчеркивает необходимость для каждой Православной Церкви почитать и строго соблюдать географические границы каждой юрисдикции, которые были установлены Священными Канонами и их учредительными постановлениями.
Наконец, Блаженнейшие Предстоятели и Преосвященнейший представитель Антиохийской Патриархии поблагодарили Вселенского Патриарха за направленное им приглашение собраться в Священном Центре Православия для того, чтобы в рамках коллективных дискуссий обсудить проблемы, которые занимают их Церковь. Они также пришли к решению более регулярно совещаться по текущим вопросам, волнующим Православие.
 В Фанаре, 3 сентября 2011 года




СПИСОК УЧАСТНИКОВ
ЗАСЕДАНИЯ БЛАЖЕННЕЙШИХ ПРЕДСТОЯТЕЛЕЙ ДРЕВНИХ ПРАВОСЛАВНЫХ ПАТРИАРХАТОВ И КИПРСКОЙ ЦЕРКВИ

Фанар, Священный Патриарший Храм
1-3 сентября 2011
ВСЕЛЕНСКИЙ ПАТРИАРХАТ
1.      Его Божественное Всесвятейшество Вселенский Патриарх Кир Варфоломей
2.    Его Высокопреосвященство Митрополит Пергамский Иоанн
3.    Его Высокопреосвященство Митрополит Галлийский Эммануил
4.    Его Высокопреподобие, Архимандрит Варфоломей Самарас, первый секретарь
5.     Его Преподобие, Протопресвитер Георгий Тсетсис
АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ ПАТРИАРХАТ
1.      Его Божественное Блаженство, Папа и Патриарх Александрии и всея Африки Кир Феодор II
2.    Его Высокопреосвященство Митрополит Геронопилусийский Каллиник
3.    Его Высокопреосвященство Митрополит Аккры Георгий
АНТИОХИЙСКИЙ ПАТРИАРХАТ
1.      Его Преосвященство Епископ Апамийский Исаак, представитель Его Божественного Блаженства Патриарха Антиохийского Кира Игнатия IV
ИЕРУСАЛИМСКИЙ ПАТРИАРХАТ
1.      Его Божественное Блаженство, Патриарх Иерусалима Кир Феофил III
2.    Его Высокопреосвященство Митропролит Назарейский Кириак
3.    Его Высокопреосвященство Архиепископ Константинийский Аристарх
4.    Священный Архидиакон Афанасий Фемистолеус
КИПРСКАЯ ЦЕРКОВЬ
1.      Его Блаженство Архиепископ Иустинианы и всего Кипра Кир Хризостом II
2.    Его Всесвященство Митрополит Пафский Георгий
3.    Священный Архидиакон Киприан Кунтурис
Послання Собору блаженніших Предстоятелів найдревніших православних патріархатів Послання  Собору блаженніших Предстоятелів найдревніших православних  патріархатів Reviewed by Vasyl Markovych on вересня 15, 2011 Rating: 5

Немає коментарів:

На платформі Blogger.